Артистический дух усадьбы Середняково

Недавно мы всей командой посетили усадьбу Середниково, также известную как усадьба М.Ю. Лермонтова. Еще пару десятилетий назад усадьба находилась в полуразрушенном состоянии, но в начале 2000-х ее реставрацией занялся фонд «Лермонтовское наследие». Благодаря участию фонда усадьба вернулась к своему первоначальному виду – к тому, какой она была при своем первом владельце екатерининском вельможе Всеволоде Алексеевиче Всеволожском.

Конечно же, это поместье, как и любая старинная усадьба, имеет увлекательную историю. Взять хотя бы знаменитую связь с Лермонтовым. Интересно, что усадьба никогда не принадлежала ему самому, с 1825 года это было поместье его двоюродного дедушки Дмитрия Алексеевича Столыпина (предка государственного деятеля Петра Столыпина). Однако юный поэт часто проводил здесь лето, и атмосфера усадьбы, определенно, повлияла на его раннее творчество. Но нас все-таки интересовали, прежде всего, интерьеры, архитектура и то, как усадьба вписана в окружающий ландшафт.

Одна из комнат на втором этаже

Одна из комнат на втором этаже

Авторство Середняково точно не установлено, но многие приписывают его Ивану Егоровичу Старову – востребованному архитектору того времени. Стены усадебного ансамбля – типичный образец зодчества периода русского классицизма. В приусадебном парке выделяются три живописных арочных моста, перекинутых через овраг, а сам парк состоит, в основном, из хвойных деревьев.

При реконструкции усадьбы какие-то элементы отделки и предметы мебели удалось спасти, но многое изготавливали современные мастера по изображениям и воспоминаниям прошлого. Интересно, что все двери в усадебных интерьерах оригинальные, антикварные, абсолютно уникальные и ни одна не повторяет другую.

На входе в главное здание нас встречает старинная расписная плитка. Когда-то она покрывала весь парадный вестибюль, но сохранить ее целиком не удалось.

На первом этаже нас особенно впечатлила столовая, которую еще называют дубовым залом. Стены этого зала покрыты деревянными панелями, причем все панели сохранились с прошлых времен.

На втором этаже устраивались балы и приемы. Очевидная торжественность обстановки подчеркивается высокими дверными проемами, пышной лепниной, бесконечными потолками. Потолок овального зала украшает роспись на тему лермонтовского «Демона», ее заказала художнику Виктору Штемберу последняя дореволюционная владелица усадьбы меценатка Вера Ивановна Фирсанова, чтобы почтить память поэта. Именно при ней усадьба приобрела репутацию богемного места, куда на рубеже XIX-XX веков съезжались главные персонажи московской артистической жизни. Благодаря высоте потолков, в залах второго этажа отличная акустика. Здесь пел Федор Шаляпин, играл Сергей Рахманинов. В наши дни здесь тоже регулярно проходят концерты.

Многое мы не сфотографировали, но усадьба так хороша, что предлагаем полюбоваться ее интерьерами сквозь объектив других посетителей (фотографии отсюда).