Смелые и бесшабашные: специфические особенности коллективных дизайнерских проектов

Поговорим о коллективном творчестве. В конце XIX века прогрессивные художники в разных странах решили, что если периодически работать не в одиночку, а группой, можно набраться друг у друга ценного опыта, попутно сотворить нетленные шедевры и просто лихо провести время. И если раньше художники совместно выезжали на пленэр, нынче они предпочитают, например, закрыться в стеклянной комнате и несколько дней подряд творить современное искусство на виду у всех желающих.

Дизайнеры, как известно, тоже по-своему художники и тоже не прочь поработать вместе, но из-за специфики профессии, их групповые проекты более масштабные, и судя по всему, самый удобный формат для коллективной реализации – это отель: сколько комнат, столько и креативной дизайнерской фантазии на любой вкус.

Радикальная модель совместного интерьерного творчества – это, например, копенгагенский отель Fox, объединивший иллюстраторов, интерьерных и графических дизайнеров, на откуп которым был отдан 61 номер. Очевидно, в далеком 2009 году вызывающая концепция и хулиганские декорации расценивались как enfant terrible добропорядочного гостиничного бизнеса: отель просуществовал всего несколько лет и в настоящее время трансформируется в заведение более привычного формата. Но будем надеяться, что и отельеры, и авторы интерьера да и гости в свое время повеселились вовсю.

В том же 2009 году открылся польский «арт-отель» под названием LaLaLa, которое в переводе не нуждается. Его оформили 7 местных дизайнеров, и если в датском отеле был акцент на провокацию, то здесь внимание привлекает, главным образом, бесшабашная неформальность. «Добро пожаловать на эклектичный семиликий блошиный рынок», – заявляют отельеры. «Семь комнат, семь историй, семь стилей, мелькающих перед глазами, семь концепций «с иголочки», сговор свободомыслия и фантазии, иная реальность, то ли отель, то ли не отель, но без сомнения «арт-отель». У каждого номера свое «лицо», а официальные фотографии интерьеров для усиления сюрреалистичного эффекта «пропущены» через широкоугольный объектив. И между прочим, отель здравствует до сих пор.

Создается впечатление, что коллективные отели никак не могут удержать себя в рамках дизайнерской благопристойности и пускаются в озорные и вольнодумные эксперименты.  Продолжает эстафету отель Au Vieux Panier, расположенный на месте старинной бакалейной лавки в Марселе. Его владельцы всерьез задумались о том, чтобы окружить постояльцев не столько удобным дизайном, сколько актуальным искусством – и силами современных французских художников весьма в этом преуспели.

На этой ноте в игру неожиданно вступает высокая мода, вернее, ее апологеты – выпускники Amsterdam Fashion Institute, которые оформили в Амстердаме Hotel the Exchange и не просто оформили, а нарядили «от кутюр», вдохновляясь историческими и современными фэшн-трендами. Тут вам и кровать под кринолином, и щегольские льняные костюмчики, и попартовый беспредел, и китчевый туалет с элементами французской классики, и прочая модная всячина.

А что же старый добрый дизайн без мультидисциплинарных примесей? Найдутся и такие проекты! Отель, расположенный в Канберре, создавался совместными усилиями 50 дизайнеров, художников и прочих креативных личностей. Казалось бы, никакого намека на современное искусство, но обратите внимание на эти местами невзрачные стены, возведенные из вторичного дерева и бетона. Это ли не смелый творческий вызов привычному визуальному конформизму и дизайнерским красотам в угоду экологической ответственности? А чтобы гости австралийской столицы не обходили это по-своему радикальное место стороной, дизайнеры приукрасили обстановку яркими акцентами винтажной мебели и современного искусства. 

Наконец, всемирно известный туристический аттракцион – шведский Icehotel. Ежегодно отель возводится из ледяных слэбов к новому зимнему сезону с целью испытать отважных постояльцев на морозоустойчивость. А чтобы сделать процесс ночевки более увлекательным и вожделенным, гостям предлагается выбрать один из пары десятков Арт-сьютов, оформленных дизайнерами из разных стран, причем каждый год состав участников меняется.

В этом году туристов ожидают гигантские фигуры животных, гипнотические спирали, декорации, вдохновленные ретрохоррором «Кабинет доктора Калигари», и прочие ледяные диковины.

Подводя итоги, остается только порадоваться за молодых западных дизайнеров, которым периодически выпадает возможность поработать вместе с сотоварищами, разбудить в себе художника-вольнодумца, профессионально покуролесить и приобрести бесценный творческий опыт. Хочется верить, что и на горизонте российского дизайна совсем скоро появятся смелые меценаты, готовые покровительствовать молодым и дерзким – не прибыли ради, а из любви к актуальному дизайнерскому искусству.